Велопутешествие по дороге на Памир

«Дорога на Памир — это как шоссе Каракорум, только на стероидах».

Дорога на Памир в Таджикистане — это один из самых известных маршрутов в мире для любящего приключения велотуриста.

Потрясающая по красоте местность впечатляет до глубины души, а сложный ландшафт является настоящей проверкой на выносливость.

Из-за высокогорья и экстремального климата большинство людей ездят по этому маршруту через Центральную Азию в более умеренные летние месяцы, но некоторые храбрецы как Кристин Мак Дональд показались здесь на пороге зимы.

В этой версии 10 Вопросов она поделится своими впечатлениями о велопутешествии по дороге на Памир в ноябре.

1. Дорога на Памир — это довольно сложный маршрут для велосипедиста, как вы готовились к поездке?

По правде говоря, мы не готовились! Мы прилетели в Кыргызстан в надежде получить китайскую визу и проехать по тибетскому плато. Но так как это был год Олимпиады в Пекине, нам не удалось получить визы. В тот момент мы даже ничего еще не слышали о дороге на Памир. Не помню, где я об этом читала, но где-то   было написано, что «Дорога на Памир — это как шоссе Каракорум, только на стероидах». Вот это и повлияло на наше решение.

Что касается снаряжения, мы были хорошо подготовлены для сложных трасс и холодной горной погоды, так как эти пункты всегда входили в наш план. У нас были спальные мешки, утепленные гусиным пухом, пуховики, куртки из гортекса и перчатки. Нашими велосипедами были тяжелые горные велосипеды и вместо переметных велосипедных сумок мы взяли прицепные тележки, так как они не нагружают сильно заднее колесо велосипеда, но сложить в эти тележки можно очень много всего! После самой холодной ночи за все время путешествия: -14°C мы двинулись в путь.

Немного напрягала бюрократия, особенно когда мы пытались получить таджикскую визу в Кыргызстане.

Сначала были поиски посольства Таджикистана, мы пользовались только языком жестов, спрашивая, как туда проехать, и это уже само по себе было приключением. Затем, когда мы его все же нашли, и оно работало, очень напрягало то, что пришлось ездить туда много раз, и каждый раз приходилось долго ждать, пока наконец-то кто-нибудь   не показывался и не обращал на нас внимание.

А чтобы получить визу потребовалось письмо-приглашение от тур-оператора в Таджикистане. Когда все это удалось сделать — это уже было похоже на испытание нас на прочность и доверие, так как мы вынуждены были заплатить деньги абсолютно незнакомому человеку и надеяться, что он не подведет и отправит письмо в посольство.

 Весь этот процесс занял у нас неделю, поэтому всем, кто собирается в Таджикистан, я настоятельно рекомендую позаботиться о визе заранее, до прибытия в эту страну!

2. Почему вы решили ехать в ноябре? Было ли там холодно в это время?

Мой партнер по велопутешествию и я, мы работали летом на тушении лесных пожаров в Канаде, и наш сезон заканчивался в сентябре. Это значит, что осень было самое лучшее время для нас, чтобы отправиться в путешествие. Это не идеальное время для путешествий по северному полушарию, но мы упорно пытались сделать так, чтобы эта причина нам не помешала. Было очень холодно и несколько дней мы ехали по снегу. Самая холодная ночь была -14°C.

3. В каком состоянии находятся дороги? Это дорога без твердого покрытия на всем протяжении?

На самом деле, мы находимся под большим впечатлением от качества дороги на Памир. 85% этой дороги имеет твердое покрытие. Есть много выбоин, но их легко объехать на велосипеде, к тому же это сдерживает скорость транспортного потока. Хотя я должна сказать, что если кто-то   это сейчас читает и пытается прикинуть, сколько километров в день мы проезжали, то существует масса факторов, оказывающих влияние на этот аспект.

Это и условия высокогорья (вы получаете только половину обычной нормы кислорода для дыхания), и ветер, который может действительно истрепать вас на открытом плато. Нас он неоднократно заставлял искать убежище в водопропускных трубах под дорогой!

Однако, состояние дорог в Кыргызстане и Таджикистане в целом достаточно плохое. Дорога от Хорог до Душанбе (автомагистраль национального значения) — это очень неровная гравийная дорога, прорезанная сквозь горы, проходящая через реку Пяндж в Афганистан. Вы действительно так близки к границе, что можете забросить камень в Афганистан! На этой дороге часто происходят камнепады. 

Необычно наблюдать, как грузовики стараются обогнать друг друга на узкой дороге и нет никакой возможности протиснуться там на велосипеде.

4. Что можно сказать о сервисе на маршруте? Как часто вам попадались маленькие города или магазины, и сколько в среднем еды и воды вам пришлось брать с собой?

Отсутствие всякого вида обслуживания — это один из самых сложных аспектов поездки по дороге на Памир, а так же передвижения по сельской местности Кыргызстана и Таджикистана. Нам часто приходилось перевозить с собой 4-дневный запас продуктов. Воду, к счастью, можно было достаточно легко найти, при любой возможности мы останавливались, чтобы пополнить свои запасы воды (включая два литра на приготовление обеда и завтрака) и никогда без воды не оставались. Мы пользовались портативным обеззараживателем воды, когда брали воду из озер, ручьев и общественных колодцев.

В каждой маленькой деревне есть магазин, но обычно он располагается у кого-нибудь дома, и нет никакой вывески, поэтому чтобы найти магазины приходилось спрашивать местных жителей. В маленьких магазинчиках можно было купить достаточно сухих продуктов (много упаковок печенья!). Очень часто семьи также продают свежий хлеб, сыр и масло. Нам очень понравился местный мед и почти каждый день на завтрак мы ели хлеб с медом. Фрукты и овощи можно найти только в более крупных центрах на рынках, поэтому мы каждый раз закупались фруктами и овощами и возили их с собой.

Типичный памирский город. Это Каракол.

5. Какая часть путешествия была для вас самой трудной?

Это холод! Особенно после того, как у меня украли сумку, в которой лежал пуховик, непромокаемая куртка, вязаная шапка и перчатки. В конце-концов, мне пришлось купить теплые вещи на рынке в Оше, Кыргызстан и одевать пижаму с начесом вместо пуха и тяжелый резиновый плащ военного образца вместо гортекса. Это все мне помогло, но заставило меня ценить наше снаряжение, взятое из дома!

Холод также добавлял проблем. По утрам тросики переключения передач так замерзали, что приходилось дожидаться, пока они не разморозятся, чтобы снова тронуться в путь. Очень тяжело следить, чтобы не замерзала вода. Иногда мы складывали бутылки с водой себе в спальные мешки, но казалось, будто они забирали все тепло из мешка, и было плохо спать.

Еще одна большая проблема — это языковой барьер. Такие простые вещи как поиск места для ночевки, покупка продуктов и вопросы о местонахождении того или другого были очень трудными. В одном из придорожных ресторанчиков мы пытались заказать чайник горячего зеленого чая, но нам принесли целого приготовленного цыпленка и буханку хлеба!

 В некоторых случаях невозможность полноценно общаться привела к неприятным моментам, когда, например, мужчина, от которого пахло водкой, с ружьем и на лошади появился в темноте около нашей палатки.

6. А что было самым приятным?

Пейзажи вдоль дороги на Памир были абсолютно невероятны. Этого словами не передать, но простор и глубина пейзажей были просто потрясающи. Созерцать красоту поздней осенью и иметь дело с морозами и снегом тоже неплохо в том смысле, что многие велотуристы меня бы поняли.

 Озеро Караколь. Один из самых ослепительных видов на дорогу на Памир.

7. Вы можете сказать, что люди в тех местах в целом доброжелательны?

Взаимодействие с людьми на Памире было особенным. У нас были долгие попытки разговоров с помощью языка жестов с теми людьми, которые останавливали нас по дороге, чтобы угостить нас яблоком или напоить чаем. Мы шутили, что если бы мы принимали каждое приглашение на чай в Таджикистане, мы бы никуда дальше этой страны не смогли бы уехать!

8. Было ли что-нибудь   из вещей, которые вы с собой в это путешествие взяли, но во второй раз точно бы не взяли или наоборот, было ли что-то   , что нужно было взять с собой, а вы не взяли?

Я не знаю, существовали ли они в то время (может быть, и нет), но нам бы очень пригодился персональный спутниковый GPS-трекер SPOT. И мы, и наши семьи дома с этим прибором сохранили бы себе больше нервов. Было очень трудно связываться со своими членами семьи, оставшимися дома. Интернета не существовало, телефонов было мало и их было трудно найти, а иногда они просто не работали. SPOT, который мы обязательно возьмем с собой в следующее путешествие, использует GPS технологию, которая позволяет отправлять домой предустановленные сообщения, так родственники будут знать, что с нами все в порядке.

Что касается того, чтобы я не брал с собой в следующий раз … я думаю, я бы не стала брать фуфайку-безрукавку…. Добро пожаловать в Таджикистан. Пришлось преодолеть кучу подъемов, чтобы туда добраться, но это того стоило!

9. Есть ли возможность погрузиться вместе с велосипедом в автобус, если что-то   случиться и вы не сможете или не захотите крутить педали целый день?

Путешествуя по Памирской дороге в ноябре, мы не видели автобусов (и вообще в этой стране немного автобусов) но если этого требует ситуация, можно заплатить любому шоферу с машиной, и он отвезет тебя куда захочешь. К сожалению, подобные поездки очень недешевы. Мы как-то   раз ехали на древнем русском джипе (шофер вынес автомобильный аккумулятор из дома, где от него работал радиоприемник) по дороге на Памир и заплатили около доллара за каждый километр.

 С другой стороны, путешествовать автостопом совсем недорого или вообще бесплатно, если у вас есть время ждать проезжающие мимо грузовики. Но имейте в виду, что за день мы видели только 3-5 проезжающих мимо нас машин на дороге на Памир. Мы были вынуждены добираться автостопом до Душанбе, чтобы успеть в аэропорт на рейс до дома, в результате нас подобрала колонна таджикских дальнобойщиков, которые не взяли с нас никаких денег и даже оплатили нам обед.

10. Какой совет вы можете дать людям, которые хотят отправиться в путешествие по этому маршруту?

Упакуйте в сумки дух авантюризма и немного теплых вещей, но сделайте это!

Спасибо Кристине за ответы на 10 вопросов и за фотографии, сделанные во время ее велопутешествия по памирской трассе.

3e

©Copyright: Evro Holidays & Travel .

All rights reserved. 2010. WebSole Media Ltd. Registered in Russia & Moscow. Tel. 545-16-26