Велопутешествие по шоссе Каракорам

Трасса строилась в 60-70 годах и представляла собой необыкновенный инженерный проект.

Шоссе Каракорам — это одна из самых великолепных в мире дорог и классический велосипедный маршрут.

Окружающие пейзажи просто восхитительны, они меняются от грозных гор до крошечных деревенек, вросших в долины. Люди гостеприимны, а поездка на велосипеде и трудна, и невероятно стояща всех затрат и усилий.

Короче говоря, это чрезвычайно привлекательное путешествие.

Джон и Гэйл проехали по этому маршруту по шоссе Каракорам от Кашгара в Китае до Исламабада в Пакистане летом 2010 года и готовы поделиться своими впечатлениями и советами.

1. Как бы вы охарактеризовали свои впечатления от велопутешествия по шоссе Каракорам?

Ехать на велосипеде по шоссе Каракорам невероятно интересно, испытываешь дух авантюризма. Трасса строилась в 60-70 годах и представляла собой необыкновенный инженерный проект, поэтому поездка по ней на велосипеде — это по-настоящему запоминающееся и фантастическое приключение. Дорога начинается (или заканчивается) в Кашгаре, провинция Синьцзян, в западном Китае, и простирается на 1200 км на север к Исламабаду.

Путешествуя по этой дороге, вы пересекаете самую высокую мощеную границу в мире, самая высокая точка шоссе Каракорам — перевал Хунжераб составляет 4 693 м. Вы проходите через глубокие ущелья гор Каракорам, которые нависают над вами, а затем попадаете в прекрасную долину Хунза. Люди, которых мы встречали в маленьких городках и деревнях, расположенных вдоль шоссе Каракорам, были дружелюбны и гостеприимны. 

Это совсем другой Пакистан, совершенно не похожий на тот, который показывают западные медиа.

2. Какие у вас самые любимые моменты в путешествии?

На протяжении практически всего путешествия красота окружающей местности просто изумительна, поэтому каждый день, проведенный в седле велосипеда, стал незабываемым. Другие приятные воспоминания связаны с остановками в придорожных чойханах, где можно было выпить чаю, купить свежей темной вишни у местных ребятишек и снова отправиться в путь, деля дорогу с раскрашенными в разные краски пакистанскими грузовиками.

Пассу — это хорошая деревенька, в которой можно остановиться и посмотреть достопримечательности, особенно вид на Кафедральный хребет и саму деревню, с ее построенными из камня домами и обнесенными стенами полями. Прямо перед Пассу ледник Батура доходит до дороги! Наше любимое место — это Каримабад, древняя столица долины Хунза.

Там расположен красивый старый форт, можно совершить прекрасную прогулку, хорошо покушать, найти неплохой отель и покататься на велосипеде, если захочется.

3. А какая часть путешествия самая трудная?

Вероятно, быть женщиной на велосипеде в Пакистане — это явилось для меня самым большим испытанием, но не давайте этому вас сломить (смотри вопрос 7).

Однако мы столкнулись с еще одной проблемой: в верхней части долины Хунза шоссе Каракорам было заблокировано огромным оползнем, вследствие чего на месте дороги образовалось озеро протяженностью 28 км. Чтобы продвинуться на юг, единственным способом было взять лодку и переплыть это озеро. К сожалению, когда мы туда прибыли, лодкам запретили передвигаться, так как были опасения, что получившуюся дамбу может прорвать, и вода затопит низлежащую долину, откуда все люди были эвакуированы.

Пакистанская армия перевозила людей через озеро на вертолетах. К счастью, эти перевозки были бесплатными, но воспользоваться ими могли только те, кто в них действительно нуждался. Но так как у нас на руках были билеты из Исламабада, нас тоже взяли на вертолет. Мы пытались запихнуть в него 2 велосипеда и 8 перекидных сумок с багажом, в то время как над головой крутились винты вертолета и создавался сильный ветер, сдувающий камни и песок во всех направлениях.

А в это время пакистанская армия проводила спасательную операцию — вот что действительно впечатляет, и я этого никогда не забуду.

4. У дороги репутация плохой по своему состоянию, по крайней мере, на некоторых участках. Какие у вас были впечатления?

Шоссе Каракорам начинается в Кашгаре, в Китае, и тут она в прекрасном состоянии, движения здесь мало. А за границей состояние дороги быстро ухудшается.

Дело не в том, что здесь меньше тратиться денег на ремонт и эксплуатацию дороги, но причиной служит и географическое положение, и особенности местности. В первую очередь начинаешь думать, как вообще здесь можно было построить дорогу. Встречаются много не заасфальтированных участков дороги, однако нет ничего слишком страшного.

Сейчас правительство Китая находится в процессе поиска средств для расширения шоссе Каракорам. Каждый день можно видеть китайских дорожных рабочих. Через небольшое количество времени дорога изменится. В конце-концов, она станет достаточно широка для огромных китайских грузовиков, и скоро ощущения от этой дороги переменятся до неузнаваемости.

В перспективе, как я полагаю, реконструкция дороги сослужит хорошую службу и Китаю, и Пакистану.

5. Как вы решали проблему с размещением на ночлег вдоль маршрута? Есть ли там гостиницы, или палатка — это совершенно необходимое условие?

У нас с собой была палатка, но пользовались мы ей лишь 1 раз на китайской части шоссе Каракорум, где без этой вещи никак не обойтись. После выезда из Кашгара до озера Караколь нет гостиниц на протяжении 200 км. На пакистанской территории нет особой необходимости в палатке, так как расстояние между деревнями и городами, где находятся гостиницы, не такое большое.

Цены за гостиничные услуги очень низкие, а обслуживание достаточно неплохое. Довольно странно, что единственный раз, когда мы пользовались нашей палаткой, был в Исламабаде, где предлагается очень дешевое место для разбивки лагеря.

6. Легко ли каждый день найти пищу и воду, и какие припасы можно купить на маршруте?

Когда мы выехали из Кашгара, мы взяли с собой запас еды на два дня, так как в направлении озера Караколь купить припасы почти негде. В Кашгаре есть хорошие большие супермаркеты. Вы едете на велосипеде через каньон Гез, где сухо и нет воды. В первом попавшемся доме мы попросили воду для хозяйственных нужд. В каньоне расположен армейский контрольно-пропускной пункт и простенький ресторан.

В Пакистане в некоторых деревнях была нехватка продовольствия из-за случившегося оползня, о чем я упоминала выше, но был только один день, когда мы не могли найти, где пообедать. Вы можете купить лепешки, лапшу, иногда свежий хлеб или чапади, но если вы хотите что-нибудь  этакое, везите это из Китая (или из дома).

Долина Хунзаизвестна своими абрикосами. Вы можете видеть их везде, их сушат и они очень вкусные. Еда в Пакистане очень простая, в забегаловках подают рис и кайянус.

В городах покрупнее, таких как Гилгит и Каримабад рестораны получше.

7. В некоторых частях шоссе Каракорум очень редко можно увидеть женщин на улицах. Гэйл, как вы себя чувствовали по этому поводу?

Очень необычно прибывать в Пакистан из Китая. В первом пакистанском городе, в который мы приехали, Состе, мы не видели ни одной женщины. И, конечно же, женщина на велосипеде — это огромная странность!

По мере продвижения по долине Хунза женщин видно все больше и больше. В этой части живут исмаилиты, а не шииты или сунниты, поэтому есть ощущение, что у женщин больше свободы. Женщины работали на полях и пригласили нас на чай. В Гилгите и к югу от него ситуация изменилась, но опять же, женщин не было. Сначала было немного некомфортно и просто странно.

Обычно мы приезжали в деревню, останавливались выпить чаю, и нас окружали мальчики и мужчины. На меня всегда пялились, но я не чувствовала, что они были недружелюбны, это было лишь любопытство. Мужчины обычно говорили только с Джоном и никогда не смотрели мне в глаза. Я приняла это как часть пакистанской культуры, хотя мне вначале это и показалось очень грубым.

В Гилгите, который представляет собой маленький консервативный город, я надела на голову шарф, а когда я была на велосипеде, у меня на голове обычно был велосипедный шлем. Я носила свободные брюки и мешковатую футболку, на велосипедах мы ехали вместе (обычно Джон держался чуть впереди). Если мы были не на велосипедах, то надевали традиционную пакистанскую одежду в виде длинной туники и брюк типа пижамных. Их очень удобно носить.

Я свои тоже ношу в Великобритании.

8. Что можно сказать о вопросах общей безопасности? Вы когда-либо  чувствовали угрозу или враждебность со стороны местных жителей?

Нет, мы ни разу не чувствовали, что нам угрожают или враждебно относятся как к иностранцам, на самом деле, все было как раз наоборот. В Пакистан приезжает мало туристов по сравнению с соседней Индией, и мы себя здесь чувствовали зваными гостями. Как правило, пакистанцы хорошо говорят по-английски и часто начинают заговаривать с иностранцами о том, что ты в их стране делаешь, и что о ней думаешь.

При поездке на юг из Гилгита до Исламабада мы часто останавливались, чтобы попить чай или прохладительные напитки, так как становилось все жарче и жарче. За всю неделю велосипедного путешествия мы ни разу не оплатили свои счета за напитки, кто-то  всегда успевал за них заплатить вместо нас.

9. Есть ли возможность провезти велосипед на автобусе, если не хочется целый день крутить педали?

Да, можно брать с собой велосипед и провозить на местном транспорте, но нужно быть готовым к трудностям и оплачивать его провоз, цена за эту услугу очень небольшая. Автобусы обычно небольшие, велосипед нужно привязывать к багажнику на крыше.

Вероятно, лучше всего это делать самим.

10. Небольшой совет тем людям, которые хотят проехать по этому маршруту?

Не давайте себя ввести в заблуждение тем, что вам рассказывают СМИ о Пакистане. Пакистанцы находятся в отчаянии по поводу того, что происходит в их стране, особенно молодые люди. Окрестности Каракорам просто прекрасны и люди, живущие там тоже.

Отправляйтесь в путешествие с непредубежденным умом, и я уверена, что, как и нам, вам захочется туда вернуться.

3e

©Copyright: Evro Holidays & Travel .

All rights reserved. 2010. WebSole Media Ltd. Registered in Russia & Moscow. Tel. 545-16-26